Как травма может вызвать диссоциацию

Calda Social Dissociation

Воздействие травмы на человека сложное, и стрессовые реакции значительно отличаются. На самом деле два человека, пережившие одно и то же травматическое событие, могут реагировать совершенно по-разному.

Однако существуют некоторые общие реакции на травму. Диссоциация — одна из таких реакций, возникающая в случаях крайнего физического, эмоционального и/или сексуального насилия, или жестокого пренебрежения. Важно понимать, что диссоциация — это защитный механизм — способ, с помощью которого разум справляется со стрессом, вызванным травматическим событием.

Человек может диссоциироваться на короткий период (часы или дни) или на более длительные периоды. Диссоциативное расстройство — это психическое заболевание, которое возникает, когда человек диссоциирует в течение длительного времени.

В этой статье объясняется, что такое диссоциация, как травма вызывает его и какое лечение может помочь.

Что такое диссоциация? 

Диссоциация — это разрыв между мыслями, чувствами и воспоминаниями человека и его самоощущением. В ответ на сильный стресс происходит нарушение того, как мозг обрабатывает информацию. Это связано с отрывом от реальности. 

Это естественная реакция на травму, особенно в случаях кумулятивной психологической травмы и/или травмы раннего детства. В этом контексте диссоциация действует как защитный механизм. Это способ для человека отстраниться от того, что происходит (во время травматического события) или произошло (после травматического события). В каком-то смысле это помогает человеку пережить травму.

Исследования показывают, что до 10% населения в течение жизни испытывают явление, известное как диссоциация.1И трое из каждых четырех человек, переживших травматическое событие, войдут в диссоциативное состояние во время события или в последующие часы, дни и недели.

Диссоциация также может проявляться как часть психического заболевания, например, шизофрения, биполярное расстройство или пограничное расстройство личности (ПРЛ). Некоторые вещества, такие как кетамин, также могут вызывать диссоциативные состояния.

Что происходит, когда у вас диссоциация?

Мягкие формы диссоциации проявляются как мечтательность или «отключение», что-то вроде углубления в книгу, фильм или медитацию, или просто потеря ощущения осознания того, что происходит вокруг вас. Это нормальный процесс, с которым время от времени сталкивается практически каждый. 

В своей хронической и более серьезной форме это связано с глубоким отключением от чувств и воспоминаний, что является очень разрушительным. Когда человек переживает диссоциацию, он может полностью забыть об определенных периодах времени, событиях или личной информации, и может чувствовать себя странно оторванным от собственного тела. 

Человек с серьезной диссоциацией не имеет ощущения себя и чувствует себя полностью оторванным от мира. Люди описывают этот опыт как ощущение, будто вы находитесь «вне кресла пилота, глядя на датчики, но не контролируя их».1

Какие существуют типы диссоциации? 

Существует три основных типа диссоциации.2Это:

  • Диссоциативная амнезия – забывание личной информации и воспоминаний о событиях
  • Расстройство деперсонализации или дереализации – отключение от окружающего (мир не кажется реальным, все как во сне), чувство оторванности от собственного тела и мыслей (части тела могут казаться меньше или ненастоящими)
  • Диссоциативное расстройство личности – ощущение двух или более устойчивых состояний личности

Какая травма вызывает диссоциацию?

Любая травма может привести человека к диссоциации. У большинства людей это происходит в ответ на травматическое событие, которое они не могут контролировать. Это может быть разовое событие или продолжающаяся травма (например, война) или насилие. Диссоциация позволяет человеку дистанцироваться от реальности своей ситуации и отключиться от боли и ужаса.

Любая травма может вызвать диссоциацию. Это может быть нападение, насилие (физическое, эмоциональное или сексуальное), стихийные бедствия, военные действия, война, похищение, инвазивные медицинские процедуры, отсутствие заботы или любой другой стрессовый опыт.

Согласно Американской психиатрической ассоциации, среди людей с диссоциативным расстройством личности в США, Канаде и Европе около 90 процентов подвергались насилию и отсутствию заботы в детстве.3

Как травма вызывает диссоциацию?

Чтобы понять, как травма вызывает диссоциацию, важно обратиться к нейробиологии. Вы, вероятно, знаете о реакции организма на стресс «бей или беги». Это внутренний защитный механизм, помогающий нам справляться с опасностью. 

Когда мы чувствуем, что находимся под угрозой или в опасности, вне зависимости от причины, тело вырабатывает определенные гормоны, которые настраивают нас на борьбу или бегство. Это автоматическая физиологическая реакция, которая дает организму прилив энергии и повышенную бдительность. Физиологические изменения включают учащение сердечного ритма для повышения уровня кислорода в крови, учащение дыхания для доставки большего количества кислорода, усиление периферического зрения и так далее. 

Но иногда человек не может ни драться, ни бежать (возможно, потому, что он слишком молод). В этих случаях тело замирает. Организм выделяет химические вещества, которые заставляют вас чувствовать себя оцепеневшими. Мыслительные процессы отключаются. Чувство оцепенения и потерянности — это диссоциация. Это инстинктивный механизм выживания.4

После травматического события организм также может развить преувеличенную или сверхактивную реакцию. Исследования Стэнфордского университета раскрыли молекулярные основы и динамику мозговых цепей, лежащие в основе диссоциации.1 Полученные данные указывают на то, что определенный белок в определенном наборе клеток имеет решающее значение для ощущения диссоциации. 

Последние исследования травмированных детей и подростков выявили некоторые нейрохимические, функциональные и структурные нарушения в областях мозга, отвечающих за мышление и память.5

Было доказано, что при ПРЛ диссоциативные симптомы влияют на когнитивные функции. Имеются сведения о «снижении активности в лимбических (связанных с ними) височных областях (миндалевидное тело, верхняя височная извилина, веретеновидная извилина), повышении активности лобных мышц (нижняя лобная извилина, длПФК) и изменении взаимодействия между этими областями».6

Какое лечение необходимо при диссоциативных расстройствах?

Психотерапия является основным методом лечения диссоциативных расстройств с целью внутренней гармонизации. Лечение в первую очередь должно быть направлено на исцеление от любой детской травмы. Самое главное, лечение должно проводиться опытными специалистами и с максимальной осторожностью, чтобы избежать ретравматизации.

В клинике CALDA мы используем методы психотерапии, направленные на лечение основной травмы. Затем разделенные фрагменты можно реассоциировать, интегрировать и направить в память. В основном мы применяем клинический гипноз и ДПДГ, а при комплексном ПТСР – применяем также активное лечение травмы. 

Доктор Клаудия М. Эльсиг, главный врач клиники CALDA, является специалистом в этой области, работающим с методами терапии травм, разработанными выдающимся профессором Эллертом Нийенхуисом, который более 40 лет лечил и научно изучал пациентов с тяжелыми травмами, а также написал трилогию книг о диссоциации и способах ее лечения («Троица травм», том I и II, и третий том, «Активное лечение травм»).

При пограничном расстройстве личности используется тренировка навыков, тренировка осознанности и элементы ДПТ (диалектическая поведенческая терапия).

В клинике CALDA каждый случай рассматривается индивидуально, и разрабатывается персонализированная программа. Клиника использует комплексный подход. Мы обеспечиваем организм правильными микроэлементами. Наша терапия длится 7 дней в неделю по 6-8 часов терапии в день. 

Наряду с психотерапией, направленной на травму, мы фокусируемся на альтернативных и дополнительных методах лечения, таких как иппотерапия (занятия с лошадьми). Собаки-терапевты также участвуют в лечении. Мы применяем голосовую терапию, чтобы способствовать развитию правильного дыхания и поддержки дыхания. Мы рекомендуем пребывание в клинике в течение как минимум 4 недель, но для лечения глубоких травм может потребоваться от 6 до 12 недель.

Абсолютная осмотрительность, доверие и человечность имеют для нас приоритетное значение. Свяжитесь с нами для получения информации.

Источники/Ссылки

  1. Голдман Б. 16 сент. 2020. Исследователи точно определили схемы мозга, лежащие в основе диссоциативных переживаний.  Новостной центр Стэнфордской медицины  [Он-лайн: доступ  5 июня 2022] / Goldman, B. 16Sept2020. Researchers pinpoint brain circuitry underlying dissociative experiences. Stanford Medicine News Center. [Online: accessed 5Jun2022].
  2. Талл М. 6 апреля 2021. Что такое диссоциация? Веб-сайт: VeryWellMind.com [Он-лайн: доступ 5 июня 2022]. / Tull, M. 6Apr2021. What is Dissociation? Website: VeryWellMind.com [Online: accessed 5Jun2022].
  3. Американская психиатрическая ассоциация. Обзор врача. Автор: Филип Ван, доктор медицинских наук. Август 2018. Что такое диссоциативное расстройство? Веб-сайт: Psychiatry.org [Онлайн: доступ 5 июня 2022]  / American Psychiatric Association. Physician Review By: Philip Wang, M.D., Dr.P.H. Aug2018. What Are Dissociative Disorders? Website: Psychiatry.org [Online: accessed 5Jun2022].
  4. РАЗУМ. Диссоциация и диссоциативные расстройства Веб-сайт: mind.org.uk [Онлайн: доступ 5 июня 2022]. / MIND. Dissociation and dissociative disorders Website: mind.org.uk [Online: accessed 5Jun2022].
  5. Дизет ТХ. Диссоциация у детей и подростков как реакция на травму — обзор концептуальных вопросов и нейробиологических факторов. Норд Дж. Психиатрия. 2005;59(2):79-91. / Diseth TH. Dissociation in children and adolescents as reaction to trauma–an overview of conceptual issues and neurobiological factors. Nord J Psychiatry. 2005;59(2):79-91.
  6. Краузе-Утц А., Эльзинга Б. Современное понимание нейронных механизмов диссоциации при пограничном расстройстве личности. Curr Behav Neurosci Rep. 2018; 5(1):113-123. / Krause-Utz A, Elzinga B. Current Understanding of the Neural Mechanisms of Dissociation in Borderline Personality Disorder. Curr Behav Neurosci Rep. 2018;5(1):113-123.

How trauma can cause dissociation

Calda Social Dissociation

The impact of trauma on an individual is complex, and stress reactions vary considerably. It’s true to say that two people experiencing a similar traumatic event may react in completely different ways.

There are, however, some common responses to trauma. Dissociation is one such response, and this is especially so in cases of extreme physical, emotional and/or sexual abuse or severe neglect. The important thing to understand about dissociation is that it’s a defense mechanism – it is a way the mind copes with the stress of a traumatic event.

A person can dissociate for a short period (hours or days) or for longer periods. Dissociative disorder is a mental illness that happens when a person dissociates for a long time.

This blog explains what dissociation is, how trauma causes it, and what kind of treatment can help.

What is dissociation?

Dissociation is a disconnection between a person’s thoughts, feelings, and memories and their sense of self. There is a break in how the mind handles information in response to extreme stress. It involves detaching from reality.

It is a natural response to trauma, especially in cases of cumulative psychological trauma and/or early life trauma. In this context, dissociation is acting as a protective mechanism. It is way for a person to distance themselves from what is happening (during a traumatic event) or has happened (after a traumatic event). In some sense, it is helping the person to survive it.

Research shows that up to 10% of the population will experience the phenomenon known as dissociation during their lifetimes.1 And that nearly three of every four individuals who have experienced a traumatic event will enter a dissociative state during the event or in the hours, days, and weeks that follow.

Dissociation can also be experienced as part of a mental illness, such as schizophrenia, bipolar disorder or borderline personality disorder (BPD). Certain substances, such as ketamine, can also induce dissociative states.

What happens when you dissociate?

Mild forms of dissociation present as daydreaming or ‘zoning out’, a bit like getting lost in a book, movie, or meditation, or simply by losing a sense of awareness of what is going on around you. This is a normal process that almost everyone experiences from time to time.

In its chronic and more serious form, it involves a deep disconnection from feelings and memories and is highly disruptive. When a person dissociates, they may forget completely about certain time periods, events, or personal information and can feel strangely detached from their own body.

A person with a serious dissociative disorder has no sense of identity and feels completely disconnected from the world. People have described the experience as feeling like being “outside the pilot’s chair, looking at, but not controlling, the gauges.”1

What are the different types of dissociative disorders?

There are three main types of dissociative disorders.2 These are:

  1. Dissociative amnesia – forgetting personal information and memories of events
  2. Depersonalization or derealization disorder – disconnecting from surroundings (the world doesn’t appear real, as though in a dream), feeling detached from one’s own body and thoughts (body parts can feel smaller or not real)
  3. Dissociative identity disorder – experiencing two or more persistent personality states

What kind of trauma causes dissociation?

Any kind of trauma can cause a person to dissociate. For most people, it happens in response to a traumatic event that they can’t control. This could be a one-off event or ongoing trauma (such as war), or abuse. Dissociation allows a person to distance themselves from the reality of their situation and to disconnect from the pain and horror.

Any kind of trauma can cause dissociation. This could be assault, abuse (physical, emotional, or sexual), natural disasters, military combat, war, kidnapping, invasive medical procedures, neglect, or any other stressful experience.

According to the American Psychiatric Association, among people with dissociative identity disorder in the United States, Canada, and Europe, about 90 percent experienced childhood abuse and neglect.3

How does trauma cause dissociation?

To understand how trauma causes dissociation, it is important to look at neurobiology. You are probably aware of the body’s stress response, ‘fight or flight’. This is the body’s in-built protective mechanism for helping us to deal with danger.

When we perceive we are under threat or in danger, for whatever reason, the body releases certain hormones that prepare us to stay and fight or flee. It’s an automatic physiological reaction that provides the body with a burst of energy and heightened alertness. Physiological changes include the heart rate getting faster to increase oxygen levels in the blood, breathing speeds up to deliver more oxygen, peripheral vision increases, and so on.

But sometimes a person can’t fight or run (perhaps because they are too young). In these instances, the body freezes. The body releases chemicals to make you feel numb to the situation. Thinking processes shut off. Feeling numb and lost is dissociation. It is an instinctive survival mechanism.4

After a traumatic event, the body can also develop an exaggerated or overactive response. Research at Stanford University has revealed molecular underpinnings and brain-circuit dynamics underlying dissociation.1 The findings implicate a particular protein in a particular set of cells as crucial to the feeling of dissociation.

Recent research on traumatized children and adolescents has demonstrated some neurochemical, functional, and structural abnormalities in the brain areas responsible for cognition and memory.5

In BPD dissociative symptoms have been shown to have an impact on cognitive functioning. There is evidence of “reduced activity in limbic(-related) temporal areas (amygdala, superior temporal gyrus, fusiform gyrus), increased frontal activity (inferior frontal gyrus, dlPFC), and altered interactions between these regions.”6

What is the treatment for dissociative disorders?

Psychotherapy is the main treatment for dissociative disorders with the goal of integration. Treatment must foremost be focused on healing from any childhood trauma. Most importantly, treatment must be carried out with the utmost experience and care to avoid retraumatization.

At CALDA, we use trauma-specific psychotherapy techniques to process core trauma. Then the split fragments can be reassociated again, integrated, and forwarded to the memory. We primarily work with clinical hypnosis and EMDR, and for complex PTSD, also with Enactive trauma therapy.

Dr. Claudia M. Elsig, Medical Director at CALDA Clinic, is a specialist in this field, working with trauma therapy techniques developed by the eminent Prof. Ellert Nijenhuis, who has treated and scientifically studied severely traumatized patients for over 40 years and written a trilogy of books on dissociation and how to treat it (The Trinity of Trauma Vol I and II, and the third volume, Enactive Trauma Treatment).

With borderline personality disorder, skills training, mindfulness training, and elements of DBT (dialectical behavior therapy) are used.

At CALDA, every case is treated individually, and a personalized program devised. The clinic approach is holistic. We support the body with the correct micronutrients. Our therapy extends over 7 days a week with 6 to 8 therapy hours a day.

Along with trauma-specific psychotherapy, we focus on alternative and complementary therapies such as equine-assisted psychotherapy. Therapy dogs are also available to us. We use voice therapy to facilitate the development of proper breathing and breath support. We recommend a minimum of 4 weeks stay with us, but for deep trauma, it can take 6 to 12 weeks to heal.

Absolute discretion, trust, and humanity take top priority with us. Get in touch if you’d like to talk.

Sources/References

  1. Goldman, B. 16Sept2020. Researchers pinpoint brain circuitry underlying dissociative experiences. Stanford Medicine News Center. [Online: accessed 5Jun2022].
  2. Tull, M. 6Apr2021. What is Dissociation? Website: VeryWellMind.com [Online: accessed 5Jun2022].
  3. American Psychiatric Association. Physician Review By: Philip Wang, M.D., Dr.P.H. Aug2018. What Are Dissociative Disorders? Website: Psychiatry.org [Online: accessed 5Jun2022].
  4. Dissociation and dissociative disorders Website: mind.org.uk [Online: accessed 5Jun2022].
  5. Diseth TH. Dissociation in children and adolescents as reaction to trauma–an overview of conceptual issues and neurobiological factors. Nord J Psychiatry. 2005;59(2):79-91.
  6. Krause-Utz A, Elzinga B. Current Understanding of the Neural Mechanisms of Dissociation in Borderline Personality Disorder. Curr Behav Neurosci Rep. 2018;5(1):113-123.